5 сентября 2014 Коммерсант.ru

Тембр России

sample

Заборы наших городов уже не будут прежними. Новые лица появились на них зимой 2012–2013 года, по окончании первого сезона отечественной версии телешоу «Голос».

Точно так же, как в середине прошлого десятилетия выпускники «Фабрики звезд» потеснили на афишах обойму артистов советской эстрады, сейчас герои«Голоса» претендуют на ощутимый кусок пирога, контроль над которым еще недавно практически целиком находился в руках звезд шансона. Эспаньолка Стаса Михайлова кое-где уже почти совсем не видна под татуировками Наргиз Закировой и нагловатой улыбкой Антона Беляева.

«Фабриканты» 2000-х предпочитали ездить по стране гурьбой. Вместо одного условного Игоря Николаева или Алены Апиной публика получала за вечер двадцать лиц из телевизора и была счастлива. Нынешние лица — оттуда же. «Голос», как и «Фабрика», продукт лицензированный, то есть импортный. Но трепетную русскую душу тронул даже глубже.

5 сентября в эфире покажут первую серию «слепых прослушиваний». Члены жюри будут изводить абитуриентов, сидя к ним спиной и до последнего момента не поворачиваясь даже к тем, чей голос явно симпатичен. Для любителей музыкальных шоу азарт «Голоса», нарастающий из вечера в вечер, особенно когда по правилам франшизы настает время прямых эфиров, сродни страстям футбольных болельщиков. Даже странно, что букмекерские конторы не предлагают делать ставки на участников «Голоса». Здесь персонажи, безусловно, гораздо интереснее, объемнее и взрослее, чем в «Фабрике звезд». Самое время прогнозировать шансы.

Среди выживших на двух сезонах «Голоса» главную кассу сделали отнюдь не победители. Порой достаточно двух эфиров, чтобы страна запомнила ярких персонажей. Так было, например, с дуэтом SugarMamMas. Смешливые корпулентные барышни появились на экране всего два раза — и обеспечили себя работой на годы. Кто выбил их с дистанции — сейчас уже не вспомнить.

В нынешнем сезоне среди участников слепых прослушиваний числятся опытная джазовая певица Мариам Мерабова, вокалист из битбокс-коллектива Jukebox Trio Владимир Иванов, девушка с амбициями «русской M.I.A." Яна Блиндер и даже гость из французского «Голоса» Пьер Эдель. Все они соревнуются на равных, как и резиденты клубного соул-джаз-проекта Jazz Parking, который стал для «Голоса» чем-то вроде кузницы кадров. Карьерные достижения не гарантируют практически ничего.

Специфическая советская харизма — вот что с изрядной долей уверенности можно назвать пропуском в финальные этапы проекта. На нашей сцене нет нового Муслима Магомаева, такие рождаются раз в сто лет, - но первый же сезон «Голоса» предложил сразу двух баритонов-имперсонаторов — Методие Бужора и Евгения Кунгурова. Истосковалась страна по широте и раздолью песни русской, по певице, что обнимет голосом по-матерински, как Зыкина Людмила Георгиевна, но и басурманам на их шабашах евровидийных силу нашу покажет, - так вот она, Дина Гарипова. И Кобзону Иосифу Давыдовичу смена подрастает — победитель второго «Голоса» Сергей Волчков, мужчина со всех сторон положительный, семейный, из Белоруссии, с репертуаром проверенным и прической правильной.

При этом совершенно ясно, что гастрольный успех Наргиз Закировой, напротив, связан с ее экстравагантной внешностью, и уже потом — с готовностью исполнять кавер-версии во вполне ресторанном диапазоне от Аллы Пугачевой до Scorpions. Так что, например, Пьер Эдель с его французским акцентом, «металлическим» бэкграундом, репертуарной гибкостью и огромными серьгами в ушах вполне может претендовать на такой же успех в условной номинации «фрик». Если к нему, конечно, кто-нибудь повернется.

Если вы и вправду делаете ставки на участников «Голоса», имейте в виду, что на дистанции обязательно обозначатся следующие типажи. Надежный кобзоноподобный мужчина с большими перспективами. Женский соул кавказского образца в нескольких вариантах. Дивный контратенор — таких телезрительницы очень любят еще со времен Эрика Курмангалиева. Еще обязательно нужен фрик с особыми приметами — вызов норме, которую может себе позволить федеральный канал. Человек в погонах обозначит широту и демократичность отбора (вариант — работница загса или гастарбайтер). Будет и престарелый профи, «мистер Последний Шанс». Во втором сезоне это отлично сработало с Андреем Давидяном. Главное — за этим парадом масок не пропустить того, кто не похож на других и двигает музыку вперед. Такой тоже будет, вот увидите. «Голос» в этом смысле не подводит.