23 декабря отметил 80-летний юбилей легендарный отечественный джазовый пианист Вадим Сакун
Его карьера джазового пианиста пришлась на период с конца 50-х до середины 80-х годов прошлого века. Увлечению джазом способствовали радиопередачи Уиллиса Коновера, что было типичным практически для всех джазменов–шестидесятников в СССР. Сакуна захватило специфическое звукоизвлечение джазовых пианистов Эролла Гарнера, Дейва Брубека, Оскара Питерсона, их отличающаяся от академической музыки фразировка, сложные многоплановые ритмическая и гармоническая структуры, интонационный строй. Первое, что Вадим Сакун «снял» и сыграл от первой до последней ноты, была фортепианная партия пьесы Клиффорда Брауна «Daahoud» в исполнении трио пианиста Рэя Брайанта, записанная им с радиоэфира на ленточный магнитофон «Мелодия». Из радиоприёмника пьеса звучала в ми-бемоль мажоре, но магнитофон воспроизводил её на тон ниже. Так, в ре-бемоль мажоре, Сакун в дальнейшем её и играл.
Одарённый джазовый пианист-самоучка, физик Вадим Сакун обладал прекрасным чувством гармонии и вкусом, хорошей техникой игры. Вадим знал массу джазовых тем с самыми достоверными гармониями, а также стал автором множества собственных джазовых композиций и обработок. Его ярко выраженный «фирменный» фортепианный стиль — результат влияния звёздных пианистов американского джаза. Сакун был верен выбранной им стилистике пионеров бопа, наиболее близкой к манере Бада Пауэлла. Но не избежал повального в московской джазовой среде 60-х увлечения и подражания Биллу Эвансу.
Среди отечественных джазменов того времени было много талантливых молодых инженеров и учёных. С одного только физического факультета МГУ вышли тенор-саксофонист Алексей Зубов, барабанщик Валерий Буланов, пианист Вадим Сакун, контрабасист Леонид Шитов, впервые проявившие свою джазовую активность в университетском студенческом клубе.
Первое выступление Вадима на джазовом фестивале состоялось в эстонском городе Тарту в 1958 г. Это был квинтет, в котором играли флейтист Александр Ильин, барабанщик Валерий Буланов, трубач Николай Брызгунов и контрабасист Костин.
В 60-х Вадим Сакун сотрудничал со многими московскими музыкантами, регулярно выступая на фестивалях, в московских кафе, клубах. Он находился в центре самых значимых джазовых мероприятий страны.
В 1960 г. Вадим стал руководителем квинтета первого московского джаз-клуба в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, 14, в составе которого играли трубач Андрей Товмасян, флейтист Александр Ильин, контрабасист Андрей Егорови барабанщик Валерий Буланов.
В 1961 г. квинтет Сакуна (гитарист Николай Громин, флейтист Александр Ильин, контрабасист Костин, барабанщик Валерий Буланов) выступил на Таллинском джазовом фестивале. В том же году Вадим вместе с Андреем Товмасяном организовали квартет Four с басистом Леонидом Шитовым и барабанщиком Валерием Булановым. Этот состав на концерте в Ленинграде впервые исполнил известные впоследствии пьесы Товмасяна «Обряд» и «Господин Великий Новгород».
В 1962 г. квартет Four (уже с контрабасистом Андреем Егоровым) с большим успехом выступил на первом московском джазовом фестивале «Джаз-62» в кафе «Молодёжное», после чего в усиленном лауреатами фестиваля составе был направлен на международный джазовый фестиваль Jazz Jamboree-62 в Варшаве. Это было первое выступление отечественных музыкантов на зарубежном джазовом фестивале. В Варшаве секстет Вадима Сакуна (Андрей Товмасян — труба, Алексей Козлов — баритон-саксофон, Николай Громин — гитара, Игорь Берукштис — контрабас, Валерий Буланов — ударные) получил тёплые отзывы джазовых критиков.
На «Джаз-62» Сакун также выступил в трио с Андреем Егоровым — контрабас и Валерием Булановым — ударные.
На фестивале «Джаз-65» в гостинице «Юность» Вадим выступал в составе Квартета Алексея Козлова (Алексей Козлов — альт-саксофон, Вадим Сакун — ф-но, Андрей Егоров — контрабас и Валерий Буланов — ударные). В прозвучавшей программе квартета внимание публики привлекла живая пьеса на 5/4, якобы навеянная случившимся в том же году первым выходом в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Она была написана Сакуном и первоначально называлась тривиально: «Композиция на 5/4». Однако по предложению члена жюри фестиваля, куратора московского джазового движения от МГК ВЛКСМ Ростислава Винарова, пьеса получила более звучное название «Пять шагов в космос».
В 60-х в кафе «Молодёжное», что находилось на углу улиц Горького (теперь Тверская) и Юлиуса Фучика, работало несколько составов. В 1967-1968 годах одним из них, квинтетом, руководил Вадим Сакун. С ним играли саксофонист Игорь Высоцкий, трубач Валерий Пономарёв и, в разное время, басисты Андрей Егоров, Лев Забежинский, Юрий Маркин, барабанщики Владимир Васильков, Виктор Дорохин и Евгений Пырченков. Кроме того, Вадим руководил и квартетом, в котором на тенор-саксофоне играл Эдуард Утешев, на контрабасе — Лев Забежинский, а на барабанах — Борис Новиков.
А в 1966 г. «Квартет КМ» тенор-саксофониста Владимира Сермакашева(Вадим Сакун — ф-но, Андрей Егоров — контрабас, Владимир Аматуни — ударные) выступил на международном джазовом фестивале Prague-66 (Прага, Чехословакия). Там ему удалось помузицировать с иностранными джазменами — на джем-сешн в легендарный пражский джаз-клуб Reduta его пригласил пианист Ян Хаммер, тогда ещё молодой, подающий надежды чешский музыкант, а позже — известный американский джазмен.
В том же году Вадим Сакун с «Квартетом КМ» Владимира Сермакашева (в этот раз за барабанами был Валерий Буланов) участвовал в московском фестивале «Джаз-66».
На Московском фестивале «Джаз-67», проходившем в ДК МИИТа, интересно выступил Квинтет Вадима Сакуна в составе: Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Валерий Пономарёв — труба, Юрий Маркин — контрабас, Владимир Васильков — ударные.
В 1968 году Вадим — член квартета гитариста Николая Громина, одного из постоянных составов джазового кафе «Синяя птица». В квартете в разное время играли басисты Лев Забежинский, Иван Васенин и Владимир Миролюбов, а также барабанщики Евгений Пырченков и Валентин Погожев.
В этом же году Квинтет Вадима Сакуна (на ударных Виктор Дорохин) стал лауреатом Московского джазового фестиваля «Джаз-68» в ДК им. С.П. Горбунова. После исполнения квинтетом композиции на тему песни композитора Андрея Эшпая «Мы шагаем, шагаем» из кинофильма «Карьера Димы Горина» присутствовавший в зале автор в восторге воскликнул: «Вот ТАК надо играть советский джаз!»
До середины 80-х Вадим Сакун, востребованный и успешный джазовый пианист, был в гуще джазовых событий — он участвовал практически во всех джазовых мероприятиях Москвы и других городов, играл с лучшими джазменами страны. Но, хотя практически всё свободное от работы время Сакун проводил за фортепиано, он всё же оставался музыкантом любителем.
Страсть к джазу не смогла победить любовь к физике, и в середине 80-х, после ряда прекрасных выступлений в прославленном джаз-клубе Дома медицинских работников «Медики» (со-президентами которого были Виталий Клейнот и Олег Черняев), Вадим Павлович завершил карьеру публичного джазового пианиста, оставаясь верным своей профессии ученого-физика.
В настоящее время Вадим Сакун — на пенсии, проживает в Москве.
Составители этого текста и редакция «Джаз.Ру» поздравляют Вадима Павловича с юбилеем и от души желают крепкого здоровья и долголетия!
Источник - http://journal.jazz.ru/2017/12/24/vadim-sakun-turns-80/
Новости
Все новости- 11 мая 2023 ВКонтакте с джазом на Центральном — день второй!
- 8 мая 2023 Открытие фестиваля «ВКонтакте с джазом на Центральном» прошло на ура
- 4 мая 2023 JAZZ PARKING ВОЗВРАЩАЕТСЯ!
- 21 ноября 2022 Кураторские экскурсии по выставке «Джаз!100!Россия!» в Музее Музыки
- 13 ноября 2022 В этом году исполняется 100 лет джазу в России. В Комсомольске юбилей собираются отмечать весь ноябрь.