28 сентября 2013

ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ. Эдгар Акопян

sample

Эдгар, не раз, Вы рассказывали, что в музыку пришли банально, как любой ребенок из музыкальной семьи — просто родители отвели за руку в музыкальную школу. Но почему именно скрипка? И неужели маленькому мальчику могли нравится многочасовые занятия на этом инструменте вместо футбола на улице с пацанами?

Сложно сказать. Возможно мне нравилась ее форма? Я любил ее почти всегда, в переходном возрасте, правда, это было не классно — все ухаживали за девушками, тусовались, а я постоянно занимался музыкой. Но потом, я научился совмещать девушек и скрипку более успешно (смеется). Был переломный момент, когда мы переехал жить в Москву, я увлекся КВН - мощная волна этого движения затронула и меня, появилось много соблазнов, все это мешало мне заниматься, но скрипка всегда побеждала, всегда была для меня приоритетом.

Какие соблазны, например?

Как многие, хотел обзавестись собственным бизнесом, например, открыть ресторан или заняться коммерцией, частным предпринимательством.  Но скоро понял, что купля-продажа это не мое. У меня к этому душа не лежит. Я — музыкант до мозга костей!

Ваше участие во многих музыкальных конкурсах, в основном, всегда приносило победу. Какой из них запомнился больше всего? Об участии в каком конкурсе мечтаете?

В 2005 году совершенно неожиданно для себя, я взял гран-при конкурса Открытая Европа. Я помню, что пришел на конкурс, отыграл свою программу и сразу же ушел. А на следующий день мне позвонили и сказали, что я взял гран-при. Я обрадовался! Мое выступление, как и выступления остальных участников конкурса, выходили за рамки классики. Там было много представителей различных музыкальных направлений. Было исполнение на разных инструментах - от балалайки до флейты. Мне не довелось принять участие в конкурсе им. Чайковского, который считается одним из самых престижных конкурсов классической музыки и в конкурсе им. Паганини тоже…

Эдгар, пробовали интерпретировать классическую музыку?

Пробовал. Один раз. «Лебединое озеро». И если честно, я был не в восторге от того, что получилось. С самого начала своего творческого пути я против того, чтобы трогали классическую музыку — она совершенна. Я слушаю очень много Рахманинова — каждое утро начинаю с него. Люблю его "Второй концерт для фортепиано". Я обожаю Шопена и «Скрипичный концерт» Чайковского. Люблю оперного певца Марио Дель Монако. С удовольствием слушаю оперу «Тоска» Пуччини.

Вы давно живете в Москве. Стал ли этот город родным для Вас?

Я Москву очень люблю. Ее невозможно не любить. Искренне не понимаю тех людей, которые живут здесь, но постоянно ругают этот город. Не нравится - уезжай! Единственно чего мне не хватает это голубого неба и солнца — не люблю серое небо. Я люблю дождь, но когда он идет неделями — это перебор. Я не могу утром проснуться…

А Второй концерт для фортепиано Рахманинова не помогает проснуться?

Без него я вообще не встану! (смеется) таково мое начало дня: сонная рука дотягивается до кнопки «плэй» и с первыми звуками Второго концерта для фортепиано я начинаю просыпаться, далее каша, кофе, сигареты… Но, конечно, погода никак не влияет на мою любовь к городу.

Можете дать определение стилю своего творчества?

Пусть это делают музыкальные критики.
То, чему я научился в Армении — это отзвук того, что я сейчас делаю в музыкальном плане, при том, что это противоречит классической школе скрипки. Для меня в приоритете музыкальная система. Это серьезная, годами и веками наработанная великая школа, которой обучают в консерваториях.
Скрипка — это классический инструмент, но ее возможности не имеют никаких границ и можно очень многое пробовать на скрипке, можно менять стереотипы, нужно экспериментировать. Это, кстати, доказали национальные музыканты — молдаване, цыгане и т. д.
Отвечая на Ваш вопрос- это космополитическая музыка. Она сочетает и армянское, и балканское звучание, произведения известных не классических, в привычном понимании слова, авторов, ставших классикой уже в наше время. Это и Чарли Чаплин и Астор Пиацолла. Это из известного.

Эдгар, Вы много пишете для кино, но лично мне, больше всего запомнились Ваши выступления со скрипкой на льду

Я много пишу музыки для спортсменов - фигуристов, гимнастов. А также для закрытий и открытий различных значимых церемоний, вручений, премий. Летом 2013 мне посчастливилось быть послом культурной Универсиады в Казани. В рамках этого события было много концертов на которых  звучала музыка, которая олицетворяла Россию и Татарстан, как одно целое. Сейчас пишу для закрытия и награждения призеров фигурного катания в Сочи. Там будет звучать разная национальная музыка, ведь приедут китайцы и японцы, французы и американцы. Каждый захочет услышать в ней что-то свое. Поэтому моя музыка — это музыка, которая понятна всем и которая всех объединяет. Поэтому, чем больше я знаю разной национальной музыки тем легче я осуществляю свои творческие задачи.

А что прозвучит на предстоящем 12 октября концерте?

На нем прозвучат как авторские композиции, так и композиции других известных авторов, но в совершенно новых интерпретациях. Выступит Манук Газарян Бэнд — это отличные музыканты, одни из лучших. Их хорошо знают в Москве. С ними очень приятно работать. Они создают такой комфорт на площадке, что реализуешься полностью. Ребята находят удивительные решения во время репетиции и мы все от этого получаем огромное удовольствие. Я даже попросил снять на видео одну из репетиций, потому что это очень приятный и волнительный процесс, хочу сохранить его еще и как визуальное воспоминание. В концерте будет много сюрпризов.

Вы играете на бесценной скрипке Карло Бергонци…

Как же я не люблю об этом говорить: «Вот, посмотрите на какой скрипке я играю!» Слава богу, что она у меня есть! Но поверьте, даже на фабричной скрипке можно играть хорошо. Если скрипач плохой, то ему и хорошая скрипка не поможет, как тому плохому танцору…

Я, собственно, хотел спросить по этой ли причине Вы не любите, когда трогают, берут в руки Вашу скрипку?

Я думаю, что это фобия каждого скрипача. Потому что скрипка — это инструмент личного пользования. Одно дело когда мои друзья-скрипачи берут ее — я знаю, как они могут с инструментом обращаться. Скрипка — это реально сложный инструмент. Это же тонкая конструкция, очень нежная, хрупкая, струны и смычок всегда находятся под большим напряжением. Скрипка — это произведение искусства для эстетов. Если человек говорит, что он скрипач, то первое впечатление у меня о нем хорошее. Потому что глупый, неэрудированный человек не может играть на этом инструменте.

Вы хотите сказать, что скрипачи — это отдельная каста людей?

Да. Если бы скрипач посвящал столько же времени, сколько посвящает скрипке, любому другому инструменту, то он добился бы просто потрясающих результатов. Средний скрипач на любом другом инструменте стал бы просто гениальным музыкантом. Скрипка требует очень много сил, она просто съедает все свободное время, особенно, на начальном этапе. Это позже она становится твоим образом жизни, для окружающих начинаешь казаться неадекватным. Но ты уже, как в самолете — с билетом в один конец.

Фото: из личного архива Эдгара Акопяна


Заказ и доставка билетов: 

+7  495 517 50 57;  + 7 925 517 50 57