2 сентября 2016

Фестивали этого лета. Пять лучших актов юбилейного 50-го Montreux Jazz Festival (Швейцария)

sample
Фото: Montreux Jazz Festival 2016 (photo © Alex Klug)

AS
Соня Соколова
Фото: официальный сайт фестиваля


Программа юбилейного 50-го Montreux Jazz Festival в Монтрё (Швейцария), одного из крупнейших и при этом старейшего джаз-фестиваля Европы, воплотила все ожидания и все мыслимые клише: концерт-посвящение основателю фестиваля Клоду Нобсу (1936-2013), трибьюты великим мастерам джаза и поп-музыки — от Майлза Дэйвиса и Нины Симон до Принца и Дэвида Боуи, — а также трогательные ученические сессии и бесшабашные мастер-классы сопровождали нас две недели. Публике это пришлось по душе: за две недели на берегах Женевского озера собралось более 240 тысяч любителей музыки — при этом 95 тысяч из них купили билеты на большие шоу, а остальные посещали концерты, лекции и конкурсы на 11 открытых площадках. Более 3/4 шоу в главных залах Stravinsky и Miles Davis Hall вывесили таблички «sold out» (распродано).

Флагманским шоу Монтрё стал ретроспективный гала-концерт под руководством Куинси Джонса. Знаменитый продюсер на протяжении всего вечера приглашал на сцену коллег и друзей, не делая разницы между молодыми исполнителями и мэтрами. Он запросто представлял их «мой брат Джон Батист» (Jon Batiste), «мой друг со времен до изобретения электричества Эл Джарро» — этот трогательный конферанс сообщал всему вечеру некоторую камерность и уют. Даже старенький Джарро, которого выводили на сцену под руки, сиял и раскланивался, когда зал устроил ему овацию после исполнения эллингтоновской «I’m Beginning To See The Light» в аранжировке прославленного джазового оркестровщика Винса Мендосы (Vince Mendoza), замедленной раза в два. Чествование мэтров — обязательная составляющая программы, сам факт выступления здесь важнее его содержания.

На протяжении двух недель таких «мемориальных концертов» было довольно много: в Монтрё блеснула великолепная Патти Остин (Patti Austin), выступившая в честь 100-летия Эллы Фицджералд, сыграли по отдельному сету большой любитель свинга Мик Хакнолл (Mick Hucknall), 82-летний гуру реггиЭрнест Ранглин в компании нигерийского перкуссиониста Тони Аллена и, разумеется, посол джаза ЮНЕСКО — джазовый пианист и композитор Хэрби Хэнкок. Мы расскажем о самых интересных концертах, которые привлекли наше внимание.

Montreux Jazz Festival 2016 (photo © Alex Klug)

Montreux Jazz Festival 2016 (photo © Alex Klug)

Акт первый

Iiro Rantala, Ulf Wakenius

Iiro Rantala, Ulf Wakenius (photo © Marc Ducrest)

Финский пианист Ииро Рантала (Iiro Rantala) и шведский гитарист Ульф Вакениус (Ulf Wakenius), добрый десяток лет игравший с легендарным пианистом Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), превратили свое шоу в набор трюков. Пара начала с витиеватого вступления, в ходе которого рассыпала целую груду мелких пиццикато и стаккато — словно стеклянные шарики прыгали по звонкой поверхности. Все это богатство перетекло в регтайм, который постепенно скатился в атональную смешную возню, а затем трансформировался в барочную классику. Это дуэт с чувством юмора!

— Сейчас мы исполнили для вас колыбельную для детей под названием «Shit Catapult», — продолжил Ииро невозмутимо. — Просто у меня довольно-таки адские дети!

Прекрасную балладу Ииро посвятил памяти шведского коллеги Эсбьёрна Свенссона, джазового революционера начала прошлого десятилетия. Оба — и Рантала, и Вакениус — принимают участие в проекте памяти его E.S.T. Symphony, и когда звучит нежная и трогательная «Tears For Esbjörn», на глаза наворачиваются слезы.

Iiro Rantala, Ulf Wakenius

Iiro Rantala, Ulf Wakenius (photo © Marc Ducrest)

Каждый джазовый музыкант обходится со стандартами по-своему. Рантала без стеснения заявляет: «Когда я был студентом Академии Сибелиуса, я обожал бесить своего преподавателя. Особенно я любил корёжить стандарты. Всё это у него вызывало массу возмущения — и вот вам то, что доставало его в моём исполнении больше всего!» После чего исполняет хрестоматийные «Giant Steps» Колтрейна, разворачивая под конец целое попурри из колтрейновских тем.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о 50-м фестивале в Монтрё 

Ещё один номер, который не может не запомниться, — головокружительно сложная композиция «Breakfast In Baghdad», которую Ульф Вакениус три года назад исполнял вместе с корейской вокалисткой Юн Сун На. Попробуйте послушать эту композицию и представить, что вместо вокала звучит гораздо более богатый гармонический инструмент. Звучит завораживающе.

Iiro Rantala, Ulf Wakenius

Marc Ducrest)» Iiro Rantala, Ulf Wakenius (photo © Marc Ducrest)

На протяжении композиции дуэт не ускорял темп — он просто наращивал плотность звука, развивая композицию до мощных крещендо. Если в начале концерта Рантала придерживался манеры «джазовое исполнение академического произведения», то сейчас он куда ближе к арт-року.

Объявляя свое соло, Ульф с удовольствием вспоминает Оскара Питерсона, с которым играл в Монтрё, и начинает композицию с романтичного вступления из «Once Upon a Time in America». А в финал вдруг вылетает «Smoke On The Water», написанная, напомним, по случаю пожара именно на джаз-фестивале в Монтрё. Рантала снова за роялем, и теперь — очередь его соло. Дробные стаккато предваряют основную часть композиции, но дальше — сюрприз: пианист кладет на струны мягкую ткань, отчего они звучат чуть приглушённо, ближе к звуку акустической гитары или клавесина. А в верхнем регистре остались не зажатые, сочные свободные ноты, поэтому инструмент звучит как дуэт струнных и фортепиано.

В финале дуэт исполнил пару композиций джаз-фанковой группы Stuff — в 1976 они выступали в Монтрё. Два хита — «Stuff» и «Love the One You Are With» — прозвучали в причудливых аранжировках. Дуэт откланялся и отправился подписывать пластинки, и через 10 минут весь тираж привезенных CD и винила уже улетел.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА ЦЕЛИКОМ

Акт второй

A Bu

A Bu (photo © Daniel Balmat)

А Бу (A Bu) — 16-летний китайский пианист, участник проекта Игоря Бутмана «Будущее джаза» в Зале Чайковского в ноябре прошлого года и победитель прошлогоднего конкурса пианистов в Монтрё (Parmigiani Montreux Jazz Solo Piano Competition), — наследник классической европейской школы. Игра А технически безупречна и не несёт на себе никаких отпечатков китайской культуры — напротив, обнаруживает явное тяготение музыканта к Belle Époque. А Бу не только виртуозно исполняет стандарты, но и пишет довольно изящные собственные композиции. Он начал концерт со своего произведения «Remember The Snow» и самокритично предупредил:

— Надеюсь, что сольный фортепианный концерт — это не очень скучно, и вы не заснёте.

A Bu

A Bu (photo © Daniel Balmat)

Витиеватые, прихотливые, респектабельные — А Бу одну за другой показывает нам вещи со своего нового (уже третьего по счету) альбома «Memories Of Love», и каждая из них по-своему свежа и интересна. «What I Did For Love» напоминает баллады Брайана Ферри; экспрессивная вещь, которую музыкант посвятил другу Марку, нам уже известна — он играл её в прошлом году на конкурсе. У пианиста есть, пожалуй, только один недостаток — он любит к месту и не к месту завершать композиции каденциями в стиле «Спокойной ночи, малыши».

Но самое интересное происходило тогда, когда была закончена основная программа. Как будто А Бу себя отпустил и разрешил себе пуститься во все тяжкие. Он играет регтайм и блюз, цитирует американскую киноклассику и самозабвенно подпевает собственной игре. Пожалуй, ради этого эпизода стоило увидеть весь концерт.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА ЦЕЛИКОМ

Акт третий

Ernest Ranglin and Friends

Ernest Ranglin and Friends (photo © Daniel Balmat)

Гуру регги Эрнест Ранглин (Ernest Ranglin), 84-летний гитарист-легенда из Ямайки. Заслугам и регалиям этого музыканта можно посвятить пару глав в истории мировой музыки, но и состав, с которым нынче выступает Ранглин, весьма силён. За барабанами в этот вечер сидел 76-летний пионер афробита Тони Аллен (Tony Allen), на саксофонах — прославленный британский джазмен Кортни Пайн (Courtney Pine), на басу — американский трюкач Айра Коулман (Ira Coleman), за фортепиано —Алекс Уилсон (Alex Wilson). Состав дополнил колоритный сенегальский мультиинструменталистШейх Ло (Cheikh Lo).

Ernest Ranglin, Ira Coleman, Courntney Pine

Ernest Ranglin, Ira Coleman, Courntney Pine (photo © Daniel Balmat)

Под залихватский прогулочный бибоп и даб группа приветствовала Ранглина — он появился на сцене, сухой и ужасно напоминающий Магистра Йоду. Программа вечера состояла из залихватски сыгранных ска и регги-стандартов, хитов самого Ранглина, вроде знаменитой «Surfin», а также пары композиций, написанных Ло и, аранжированных всем составом. Мэтр с удовольствием делегировал коллегам ведение основных партий, чаще появляясь на авансцене с каким-нибудь заковыристым соло, в ходе которого он запросто мог поменять гармонию и темп. По энергии, харизме и технике в этот день явно лидировали Пайн и Аллен, оттянувшие на себя все внимание публики. Но великолепный финальный номер все расставил по местам: это не просто Ranglin & Co., это группа равновеликих музыкантов и хороших друзей.

Tony Allen, Ernest Ranglin, Courney Pine on EWI

Tony Allen, Ernest Ranglin, Courney Pine on EWI (photo © Daniel Balmat)

СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА ЦЕЛИКОМ

Акт четвёртый

Marcus Miller

Marcus Miller (photo © Damien Richard)

Композитор, аранжировщик и мультиинструменталист Маркус Миллер (Marcus Miller) — один из ключевых хэдлайнеров и старинных друзей Монтрё. Любимый в всем мире бас-гитарист принимал участие в записи более 500 альбомов, его приглашают к работе Эрик Клэптон, Джордж Бенсон, Арита Франклин, Пол Саймон и Брайан Ферри — и, конечно же, главную роль в его жизни сыграл Майлз Дэйвис (Miles Davis), для которого Миллер спродюсировал, в частности, хрестоматийный альбом «Tutu». Миллер — один из самых горячих поклонников и новаторов джаз-фанка, и именно это жанр стал основой его сольной карьеры, принеся ему две Grammy.
В этом году Маркус Миллер отметил 35 годовщину на сцене Montreux Jazz Festival, представив новый альбом «Afrodeezia» — дань своей гуманитарной миссии в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО и спикера международной миссии Slave Route Project. Об этом альбоме Миллер рассказал следующее:

— На моем альбоме «Renaissance» есть пьеса под названием «Gorée». Она была написала после нашей поездки на остров Гори, в ходе которой я посетил музей под названием La Maison Des Esclaves — «Дом рабов». Это здание, в котором работорговцы держали захваченных в Африке людей — мужчин, женщин и детей, набив их в крохотные комнаты, одного поверх другого, как зверей. В конце концов их по одному выпускали через дверь, которая вела к трапу корабля. Эта дверь называлась «Дверь невозврата», и все рабы знали, что это дорога в один конец.

Я написал эту мелодию о том, как я чувствовал себя, стоя там, в доме рабов. Как я работал над мелодией, я был поражен идеей, что «Дверь невозврата» символизирует собой не только историю африканского рабства, но, в определенном смысле, также и начало нашей, афроамериканской истории.

Таким образом, вместо того чтобы сделать песню о гневе и боли, я решил сделать целый альбом-путешествие о способности человека оставаться сильным и живым даже в ужасных ситуациях. Я записывал его по всему миру и использовал инструменты из регионов, которые изучал.

Marcus Miller

Marcus Miller (photo © Damien Richard)

Далее прозвучала мощнейшая по силе воздействия композиция с этно-перкуссией «B’s River», в ходе которой Миллер использует попеременно народный африканский инструмент гембри и щемящий саксофон. Но вот настроение меняется, и композитор предложил вспомнить лихие времена лейблаMotown: Майкл Джексон, Дайана Росс, Смоуки Робинсон, кадиллаки и прокуренные бары. «Вы хорошо узнаете этот стиль, есть даже вещи, которые вы узнаете с одного аккорда или даже с двух нот». Ну конечно, узнаем — это «Papa Was a Rollin’ Stone»!

Очень правильное решение — напомнить о себе не только как о великом басисте. В концерте возникает потрясающий момент — Миллер берет кларнет, к нему присоединяются Алекс Хэн (Alex Han) на саксофоне и Расселл Ганн (Russell Gunn) на трубе — получается мощная и красивая духовая секция.

Marcus Miller

Marcus Miller (photo © Damien Richard)

На протяжении концерта Миллер тепло говорил о старых временах и любимых друзьях, вспоминал Майлза Дэйвиса и исполнил его «Jean-Pierre», и даже сыграл на бис забытый номер из времён, когда он играл в гастрольной группе Дэйвиса, «Frankenstein» — он помнит всех, и он благодарен этой памяти. И сам Миллер — куда более серьёзное музыкальное явление, чем все его дуэты и коллаборации.

Акт пятый

Manu Katché

Manu Katché (photo © Marc Ducrest)

Французский барабанщик и композитор родом из Кот-д-Ивуара Ману Каче (Manu Katché) — музыкант с огромным сессионным стажем, его манера лидера — поддержка и равноправие. Поэтому на его концерте простора для самовыражения хватит всем: саксофон Рафаэлле Казарано (Rafaelle Casarano) и труба Луки Акино (Luca Aquino) — словно два пути, которые расходятся, чтобы снова сойтись у одного порога. А фортепиано Джима Уотсона (Jim Watson) — это ещё один самостоятельный путь, ещё одна долгая красивая история, полная импровизации и воздуха.

Manu Katché

Manu Katché (photo © Marc Ducrest)

Сольная партия Ману звучит только в финале — но она головокружительно сложна и прекрасна. В сети есть видео прошлогоднего выступления Ману в Монтрё с другим составом — на нем видно, что общие принципы игры он сохраняет.

А в полночь состав Ману Каче встретился на одной сцене с ансамблем израильского трубача Авишая Коэна, чтобы до пяти утра играть самый невероятный, сложный и головокружительный джем, какие только бывают в Монтрё.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА ЦЕЛИКОМ

Источник: http://journal.jazz.ru/2016/08/28/50th-montreux-jazz-festival-review/