14 июля 2016

50 лет Montreux Jazz. Дни 11 и 12

sample
Жан-Мишель Жарр, нахальный хитмейкер и чем заняться в дождь на open air

Продолжаем свое путешествие по юбилейному Montreux Jazz Festival. Территория фестиваля продолжает обнаруживать новые интересные локации: на 2 этаже конгресс-зала расположилась надувная студия звукозаписи, а в суши-баре по ночам проводят рейвы. Но самое интересное - это ночные сессии и "тайные" концерты: их объявляют в тот же день, чаще всего они бесплатные и проходят на любой свободной площадке, удовольствие найти такой концерт сродни охоте за покемонами, которой так увлечены подростки этим летом.

11 июля. Наука о звездах


Фото: Frank VAN DEN ING

Самое время заглянуть в зал воркшопов. Меня глубоко поразило выступление журналиста и автора множества классных биографий музыкантов Алана Лайта (Alan Light), посвященное гению ушедшего в прошлом году Певца, Ранее и Навcегда Известного Как Prince. Алан, недавно выпустивший книгу "Let's Go Crazy: Prince and the Making of Purple Rain", увлеченно рассказывает о творческом пути Принса, о влиянии, которое оказала на него музыка соул, о том, как важно считать звукорежиссера еще одним членом команды, о симбиотических отношениях между музыкантами и лейблами, о радостях открытия фанка, о проблемах творческой самоидентификации и о символике бренда. Говорит с кучей иллюстративного материала и напоследок обещает экранизацию книги, как это уже произошло с его бестселлером "What Happened, Miss Simone?". Фильм явно обещает стать открытием.


Фото: Damien RICHARD

А на следующий день журналисты и продюсеры собираются, чтобы поделиться неизвестными фактами о Дэвиде Боуи (David Bowie): оказывается, помимо широко известного "берлинского периода", в работе певца случился и крайне интересный "период Монтре" с 1976 по 1997 год. Боуи жил здесь и даже отмечал свадьбу в ресторане города Лозанны, хотя в фестивале принял участие лишь однажды - в 2002-м году. Часть альбома "Heroes" была придумана и в черновом варианте записана именно здесь.

Единственный хедлайнер дня в Stravinski Hall - 67-летний пионер электроники Жан Мишель Жарр (Jean-Michele Jarre). В этом году Звуки много писали и про его ретроспективный двухчастный альбом "Electronica", и про сопутствующий альбому тур - огромный содержательный диалог между экспериментальной электроникой и поп-музыкой. К сожалению, из всего обширного эшелона звезд, принимавших участие в его альбоме-исследовании, в концерте приняли участие лишь двое: Клод Само (Claud Samaud) и Стефан Жерве (Stephane Gervais). Они попеременно брали на себя функции аккомпаниаторов и работали с сэмплерами, а в какой-то момент оказались за двумя ударными установками - и грянул "Oxygen 2"!


Фото: Lionel FLUSIN

Выступление Жарра, стартовавшее с "En Attendant Cousteau", было разбито на две части: первая сопровождалась знаменитыми проекциями-трансформерами и лазерными шоу, вторая демонстрировала мастерство мэтра как исполнителя: игра на электронном органе, лазерном аналоге терменвокса, всех видах синтезаторов и микширование инструментов были представлены во всей палитре.

Центральный элемент концерта - речь MC Эдварда Сноудена, который нашел убежище в России и сейчас активно протестует против "Закона Яровой", лишающего людей права на неприкосновенность переписки и частной жизни. Его огромное лицо возникает на экране в середине трека "Exit'" и звучит монолог: "Говорить, что вам наплевать на право на приватность и частную жизнь, поскольку вам нечего скрывать, - то же самое, что говорить, что вам наплевать на свободу слова, поскольку вам нечего сказать. Это абсолютно антисоциальный принцип, поскольку права - не индивидуальны, они коллективны. И то, что не имеет ценности для вас сегодня, может иметь ценность для целого поколения. Если вы не встанете на защиту свободы, то кто встанет вместо вас?"


Подключая терменвокс, Жарр беспокоился о технических неполадках, но все прошло как по маслу. Когда под грозную космическую музыку лазерные лучи поднимаются, словно струны гитары, и пронизывают зал, а Жарр водит руками и они вспыхивают флюоресцентными искрами в темноте, поневоле ждешь, что сейчас с небес начнут падать инопланетные захватчики.

D Сегодня, спустя 40 лет после знаменитых "Oxygene" и "Equinoxe", Жарр - не только новый классик, но и актуальный музыкант. Запустив в толпу ряд хитов, он заставляет зал подпевать инструментальным композициям (!) и вызывать его на бис для исполнения "Chronologie 4". Для нас очевидно, что эта публика обладает мощным интеллектом. Электроника прошла несколько стадий своего становления: от экспериментов и кустарных работ первых фриков к гигантским рейвам и обратно - к более скромным залам фрикам и экспериментам, когда она вновь интересна довольно узкому кругу людей. Но здесь и кроется надежда на новый старт.


Фото: Marc DUCREST

В Montreux Jazz Lab рубится Курт Вайл (Kurt Vile) - парень, которого постоянно путают с немецким классиком и с американским журналистом. Проще всего запомнить Курта по прежней группе прописки The War on Drugs, которую он оставил, чтобы записывать lo-fi альбомы типа "Constant Hitmaker". Его собственная группа The Violators явным образом тяготеет к блюзу и фолк-року в духе Спрингстина; но в ней немало и от Sonic Youth. В Монтре Курт представляет программу с пластинки "B'lieve I'm Going Down" - довольно элегантной для парня с такой длинной лошадиной гривой и такими дурацкими шутками.

Когда мы выходим на улицу, мы видим, что во время концерта над городом прошел ливень и смыл всех посетителей из парка Vernex. Все они сконцентрировались в Rock Cave, где толпа начинается сразу у входа. Пожалуй, это уже перебор.

12 июля. Есть многое на свете, друг Горацио

- Вы можете подумать, что отношения между Швецией и Финляндией - очень тёплые и дружественные, однако это не так. Они больше похожи на отношения между Францией и Португалией, которые мы наблюдали на прошлой неделе. Довольно сложные, - признается пианист Йиро Рантала (Iiro Rantala), представляя своего шведского друга Ульфа Вакениуса (Ulf Wakenius) - гитариста, игравшего добрый десяток лет с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). Скандинавский дуэт одним из первых на фестивале выбросил флаг "sold out" - и тому есть причина! Такой исполнительской техники вы не слышали и не видели никогда.


Пара начинает с витиеватого интро, в ходе которого рассыпает сразу груду мелких пиццикато и стаккато - словно стеклянные шарики прыгают по звонкой поверхности. Все это богатство перетекает в регтайм, который постепенно превращается в атональную смешную возню, а затем перетекает в почти барочную классику. Похоже, нам попалcя дуэт с чувством юмора!
- Сейчас мы исполнили для вас колыбельную для детей под названием "Shit Catapult",- продолжает Ииро невозмутимо. - Просто у меня довольно адские дети!

Прекрасную балладу Йиро посвящает памяти Эсбьорна Свенссона (Esbjörn Svensson), джазового революционера миллениума. Оба музыканта принимают участие в проекте памяти его E.S.T. Symphony, и когда звучит нежная и трогательная "Tears For Esbjörn", на глаза наворачиваются слезы.

Каждый джазовый музыкант обходится со стандартами по-своему. Йиро без стеснения заявляет: "Когда я был студентом академии Сибелиуса, я обожал бесить своего профессора. Особенно я любил корежить стандарты. Все это у него вызывало кучу возмущения - и вот вам композиция, которая его доставала в моем исполнении больше всего!" После чего исполняет"Giant Steps" Коула Портера, превращая ее под конец в попурри из знаменитых вещей автора.
Еще один номер, который не может не запомниться, - головокружительно сложная композиция "Breakfast In Baghdad", которую Ульф Вакениус три года назад исполнял вместе с китайской вокалисткой Youn Sun Nah. Попробуйте послушать эту композицию и представить, что вместо вокала у нас гораздо более богатый гармонический инструмент. Звучит завораживающе.



На протяжении композиции дуэт не ускоряет темп - он просто наращивает плотность звука и в коду выдаёт несколько мощных крещендо. Если в начале концерта Йиро придерживался манеры "джазовое исполнение академического произведения", то сейчас он куда ближе к арт-року. 

Объявляя свое соло, Ульф с удовольствием вспоминает Оскара Питерсона, с которым играл в Монтре, и начинает композицию с романтичным интро из "Once Upon a Time in America"... А в финал вдруг вылетает "Smoke On The Water". Определенно, у обоих участников дуэта с чувством юмора все в порядке!

Йиро снова за роялем и теперь - очередь его соло: дробные стаккато предваряют основную часть композиции, но дальше - сюрприз: мягкая ткань лежит на струнах, отчего они звучат чуть приглушенно и ближе к гитарного звуку или к клавесину. А в верхнем регистре остались не зажатые, сочные свободные ноты, поэтому инструмент звучит как дуэт струнных и фортепиано. Очень необычно!

В финале дуэт исполняет пару композиций джаз-фанковой группы Stuff - в 1976 они выступали в Монтре. Два хита - "Stuff"и "Love the One You Are With" - звучат в причудливых и мелодичных обработках. Дуэт откланивается и отправляется подписывать пластинки; через 10 минут весь тираж привезенных CD и винила уже улетает. Это было одно из прекрасных открытий Монтре.

Следом на сцене Jazz Club появляется дуэт американцев: 73-летний Кенни Бэррон (Kenny Barron) и 79-летний Дейв Холланд (Dave Holland), в пику скандинавам, предлагают публике совсем иное - "салонный" джаз с деликатным басом. 
Это музыканты с очень разным бэкграундом: один из них - звезда бибопа и играл в 60-х с легендами: Роем Хэйнсом (Roy Haynes), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Четом Бейкером (Chet Baker), Орнеттом Коулманом (Ornette Coleman) и Юсефом Латифом (Yusef Lateef), и считается в среде джазменов одним из наиболее респектабельных пианистов. Второй - звезда авангарда, много работал с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), Стэном Гетцем (Stan Getz), Телониусом Монком (Thelonious Monk). Музыканты впервые встретились на одной сцене в 70-х, записываются вместе с 80-х, но лишь пару лет назад выпустили пластинку в качестве дуэта - "The Art of Conversation" .


Необычные моменты концерта - когда бас выступает как солирующий инструмент, а фортепиано аккомпанирует, лишь слегка расставляя акценты. Кенни с его деликатной, чувственной манерой игры, легко соглашается на партию ведомого; слушать в его исполнении стандарты, например, "Day Dream”, - прежде всего эстетическое удовольствие. Интересно, как они круто и на полутонах сделали "Segment" или "Billie's Bounce" Чарли Паркера!


Это очень камерный, даже интимный концерт двух очень вдумчивых музыкантов. Респектабельный светский тон - идеальный антураж для позднего ночного клуба. Такой концерт приятно слушать за бокалом вина в компании единомышленников.

А вот и обещанный сюрприз: в полночь двери Jazz Club распахиваются и начинается тайный концерт французской группы Les Innocents. А уже после 2 ночи компания собирается в ночь, чтобы поджемовать "для своих". Кстати, все эти джемы - бесплатные, мотайте на ус!

Соня СОКОЛОВА

Источник: http://www.zvuki.ru/R/P/75584/