22 февраля 2013

Мария Семушкина: «Новое поколение поклонников джаза формируется только сейчас»

sample

Этим летом «Усадьба Jazz» пройдет в Архангельском уже десятый раз. При том что джаз в России по-прежнему на уровне музыки для ценителей, перед организаторами только и остается что снимать шляпу. В интервью корреспонденту РБК daily МАКСУ ХАГЕНУ президент «Усадьбы Jazz» МАРИЯ СЕМУШКИНА рассказывает о смене поколений, озвучивает первых артистов этого года.

— Для вас каковы основные качества джаза?

— Это музыка, которая заставляет преобразовываться и тянуться куда-то вверх. Своего рода высшая математика. Не просто фон — хотя такой музыки тоже много, и, к сожалению, у нас в стране джаз часто воспринимают именно так. У нас в России редко можно услышать, чтобы играл серьезный джаз — он требует соответствующей акустики и обстановки. Но мы к этому близки.

Множество музыкантов появилось и выросло на моих глазах и даже с моей помощью — мы делали конкурсы молодых исполнителей. И это люди мира, артисты, которые могут учиться в колледже Беркли, приехать сюда и привезти ребят, с которыми они там играли — а те уже потенциальные обладатели «Грэмми». У таких музыкантов вообще карьера развивается очень спонтанно: вчера он играл в клубе, его заметили — и пошло-поехало. У нас, конечно, такой динамики нет. Нет таких событий, изданий, премий. На джазовую премию в Париже все приходят в вечерних платьях, и ее транслируют по центральному каналу. У нас невозможно пока представить, чтобы джаз был в таком социальном контексте.

— Как раз мы подходим к вопросу о востребованности джаза в России в принципе…

— На мой взгляд, здесь надо говорить не о России, а о достаточно крупных городах и аудитории, которая так или иначе связана с джазом. Это люди, безусловно, с хорошим образованием, воспитанием, они себя как-то по-особенному формируют. По моим наблюдениям, если человек тебе говорит, что слушает джаз, то можно ожидать, что он будет особенным, необычным — это скорее ситуация, выходящая и ряда вон. А во Франции — в порядке вещей. Представьте себе, что в гостинице консьерж тебе говорит, что ходит в такой-то и такой-то джазовый клуб. И ты думаешь: «Боже мой! Это же просто консьерж в отеле!»

Конечно, культура европейская интересна тем, что у них все это движение началось еще в конце 40-х, после войны. А в Америке все пошло еще раньше. У нас в СССР был джаз, Сталин даже выписывал музыкантов из тюрем. Оркестр Олега Лундстрема имел очень большую историю, но это все было против системы — опасно, никто не взращивал. А в Европе те, кто приходит на фестиваль Montreaux или Венский джазовый фестиваль, слушают такую музыку всю жизнь. Они ее понимают! У нас новое поколение поклонников джаза, по-моему, формируется только сейчас.

— Какие артисты сейчас подтверждены на «Усадьбу Jazz»?

— Из самых важных можно назвать Нино Катамадзе, норвежский электро-джаз Jaga Jazzist, французов Caravan Palace — это такой электро-свинг, у них миллионные просмотры в YouTube. Модный контрабасист Авишаи Коэн — он будет на всех крупнейших фестивалях в этом году. Из «классики» — оркестр Олега Лундстрема, Игорь Бутман, оркестр Владимира Тарасова. Три голландских коллектива в рамках Года Голландии — России. Мы еще в процессе по русским именам, но могу сказать, что обязательно будут участники проекта «Голос» и любимейший мой «Аквариум» в расширенном интернациональном составе. А всего более 50 коллективов на пяти сценах.

— Как вы собираетесь развиваться дальше?

— «Усадьба Jazz», так или иначе, не может себя исчерпать. У нас уже огромная очередь музыкантов, которых мы хотим показать, но их некуда поставить. Фестиваль один, а артистов российских много. Возможно, они и не слишком известны, но в программу есть что ставить. Поэтому наш формат и атмосферу можно повторять еще годами.

Другой вопрос, что есть определенная планка, которой мы достигли — в логистике, продакшн, кухне, — ее тоже можно поднимать еще выше. Думаю, что сейчас для нас главное — найти государственную поддержку, одного главного спонсора и двигаться в направлении реально больших имен.

Я бы очень хотела привезти Нору Джонс, Брайана Зетцера, Мелоди Гардо, Майкла Бубле, Алишию Кис, The Roots. Свинговая тема — Squirrel Nut Zippers, например. Если говорить о джазовых именах, то это может быть Сонни Роллинз, Кейт Джаррет. Про Стиви Уандера, наверное, даже пока думать не стоит, да и все мечты после него, боюсь, закончатся. Модных ребят мы тоже любим, например с лейбла Ninja Tune, хочется увидеть у нас DJ Bonobo с оркестром. Пусть будет и один большой артист в год, но он должен появиться.

Полный текст статьи читайте на РБК daily