15 января 2013

В библиотеке имени Герцена открылась выставка «Метель, шампанское и джаз»

sample

В прошедшую субботу Герценка превратилась одновременно и в выставочный, и в концертный зал. Екатеринбургский художник Феликс Смирнов перенёс на холст свои музыкальные впечатления. Представляя собравшимся серию своих работ, Феликс Смирнов признался, что с детства пытался понять джаз.

—Долгое время эта музыка была для меня закрытой. Но жизнь идёт, ты взрослеешь, больше слушаешь, больше понимаешь, — пояснил художник. — Ещё одиннадцать лет назад, в год празднования столетия Луи Армстронга, у меня появилась идея создать серию этих работ. Как музыкант извлекает звук из своего инструмента, так и художник выдавливает из тюбиков краску. И у того, и у другого есть момент полной творческой свободы и бесконечная возможность импровизации.

Глядя на работы Смирнова, понимаешь, что ему интересен процесс игры с формой, с сочетанием цветов, с живописными техниками. Так, в работе «Музыка космоса» он предстаёт перед зрителем продолжателем интонации Джексона Поллока, экспрессивно выбрасывая на холст кажущиеся случайными брызги краски. А в картине «Шампанское» пытается передать ощущение игристой, текучей, но, тем не менее, имеющей свою определённую структуру пьянящей жидкости. В двух перекликающихся работах «Бэнд жёлтой реки» и «Дождливый джаз» он работает крупными пятнами-кляксами вязкой маслянистой краски, по форме напоминающими зрителю участников квинтета.

—Я могу сказать, что Феликс продолжатель очень старых авангардных традиций. На Урале сейчас не так много художников, которые на самом деле ещё и развивают это направление, — поделился своим впечатлением Лев Хабаров, преподаватель живописи, организатор экспериментальных художественных выставок. — Работы Смирнова всегда интересны и по линии, и по цвету. Он в постоянном поиске себя и не тиражирует свои картины. Знаете, сегодня много художников, которые находят несколько технически выигрышных приёмов и на этом останавливаются, штампуют работы, похожие друг на друга. Феликс же поддерживает традиции экспериментальной живописи, развивает наше региональное искусство.

На открытии выставки было много не только живописи, но и соответствующих ей мелодий. Музыкант-импровизатор Сергей Мочанов исполнял по-настоящему джазово-безумные вариации на музыку Луи Армстронга, Диззи Гиллеспи, Генри Миллера, отечественных композиторов Александра Цфасмана и Юрия Милютина.

—Знаете, с музыкой всё просто, она либо воспринимается слушателем, либо нет, — признаётся любитель джаза Дмитрий Кадочников. — Если музыка ваша, то она как дыхание. Есть люди, которые избегают определённой музыки. Но надо быть более пластичным и не избегать того, чего не понимаешь.

—Бывает, что слушатель просто не совпадает с музыкой, в данный момент у них созвучия нет, — подхватывает другой заядлый меломан Борис Соломонович. — Это же часто зависит от того, кто окружает тебя. А если говорить о выставке, её обязательно нужно смотреть под музыку, их породившую, тогда все цвета заиграют правильно, как сейчас.

Действительно, под звуки импровизаций Сергея Молчанова каждая работа зазвучала, давая зрителю возможность ощутить полную силу цвета и свободного джазового духа. Даже старик Луи Армстронг улыбался со своего портрета.

http://www.oblgazeta.ru/culture/5740/