28 декабря 2012

"Виртуозы" сыграют джаз

sample

29 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках 49-го фестиваля искусств "Русская зима" оркестр "Виртуозы Москвы" представит слушателям программу "От Моцарта до джаза". Вместе с "Виртуозами" на сцену выйдут знаменитые джазмены - пианист Даниил Крамер и валторнист Аркадий Шилклопер.

За последние 10 лет "Виртуозы Москвы" дали целую серию концертов под заглавием "Классика и джаз". В целой серии совместных программ солировал Георгий Гаранян, участник декабрьского концерта Крамер тоже сделал с "Виртуозами" программы, где в первом отделении он играл классические фортепианные концерты, а во втором - джаз с классическими музыкантами. Для Аркадия Шилклопера, духовика-универсала, кроме валторны владеющим альпийским рогом, corno pasturiccio, пастушьим рожком и другими инструментами, это будет первое выступление со спиваковским оркестром.

В последние годы Шилклопер выступает с академическими оркестрами даже чаще, чем с джазовыми. В последние несколько лет он играл с немецкими, английскими, швейцарскими, датскими коллективами, с большими и с камерными.

Любой симфонический оркестр по краскам гораздо богаче любого джазового комбо и даже биг-бэнда. - говорит музыкант. - Я понял это, еще играя в ансамбле Большого театра и в Московской филармонии. Но зато у биг-бэнда есть грув и ритм, его метро-ритмическая эстетика мне тоже очень близка, и я в последние годы пытаюсь эту эстетику соединить с академическим звучанием, динамическим разнообразием и колористическими оттенками оркестра.

В программе концерта, в частности, фрагменты ваших программ "Альпийская тропа" и "Вокруг Моцарта". По словам Аркадия Шилклопера, он хотел показать все инструменты, на которых играет, и предложил, например, "Sinfonia-pastorale" Леопольда Моцарта. Это обычно играют либо на валторне, либо на альпийском роге, а вот на corno pastoriccio - такой маленькой деревянной обертоновой дудке, не играет никто, хотя для нее эта вещь и была написана.

Вместе с Даниилом Крамером они сыграют "Моцартино" для струнного оркестра, валторны и фортепиано Розенблата. Второе отделение начнется с фрагмента программы "Альпийская тропа", где Аркадий играет соло. В конце программы Аркадий на охотничьем рожке сыграет с Крамером пьесу, которую они обычно играют в турне в дуэтной программе.

Насколько я знаю, у вас на будущий год намечена обширная программа выступлений с симфоническими музыкантами.

Аркадий Шилклопер: Меня пригласили играть с Красноярским академическим, сейчас идут переговоры о совместном проекте с ульяновским оркестром, в апреле мы вместе с трубачом Сергеем Накоряковым будем играть с воронежским Молодежным... Где-то 4-5 предложений выступать с оркестрами уже набралось. Это все, естественно, помимо моих выступлений в чисто джазовых и околоджазовых трио и квартетах.

И вы еще не упомянули Камерный Оркестр KREMLIN.

Аркадий Шилклопер: Да, с музыкантами Михаила Рахлевского мы играем довольно часто, только в марте нам предстоят три совместных концерта в США, там я сыграю много своих пьес.

За дирижерским пультом "Виртуозов Москвы" в этот вечер будет находиться заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Владимир Симкин. Мы попросили Владимира Инриховича поделиться впечатлениями от репетиций с джазовыми музыкантами.

- Музыкантам, воспитанным в консерватории на классических образцах, конечно, нелегко дается джаз. Но в симфонической музыке 20 века есть вещи с очень сложной ритмикой, это относится и к французской музыке первой половины века и к музыке венской школы, многие джазовые идеи уже нашли здесь свое применение.

Что касается Аркадия Шилклопера - то это большой музыкант с настоящим классическим образованием (закончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.- Ред). Он работал в оркестре Большого театра времен его расцвета, играл в Академическом симфоническом оркестре московской филармонии под руководством Дмитрия Китаенко. То, что он пошел в итоге своим путем, не может не вызывать уважения, на такие повороты немногие решаются.

В нашем концерте Аркадий даст слушателю возможность услышать классические камерные произведения так, как это звучало при жизни автора. Симфония Леопольда Моцарта и так исполняется крайне редко, а чтоб еще сыграть ее на corno pastoriccio, для которого и она была написана - я такого не слышал никогда. Второе отделение Шилклопер начинает на альпийском роге, инструменте, который стоит на полу, а музыкант находится метрах в трех от раструба. На этом инструменте нет ни клапанов, ни вентилей, ни помп, помогающих музыкантам извлекать разные ноты, музыкант выдувает мелодию только своими легкими. Это невероятно интересно наблюдать и слушать.

Все джазовые солисты в наших концертах всегда предлагали собственное слышание музыки, что для наших музыкантов было очень ценно, и, безусловно, обогатило их мастерство. Открою вам маленький секрет - на бис в зале Чайковского мы сыграем очень известное джазовое построение "Seven Come Eleven" и солистами там будут выступать, в том числе скрипачи оркестра - и они уже на репетициях играют это здорово.

http://www.rg.ru/2012/12/27/dshaz-site.html