12 февраля 2019

61 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми» и джаз, музыка и политика, Запад и Восток…

sample

Поздней ночью с 10 на 11 февраля по московскому времени завершилась телевизионная трансляция 61-й церемонии вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. В 2019 году премию Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 октября 2017 по 30 сентября 2018 — в 84 категориях.

Как обычно в последние годы, Академия анонсировала множественные изменения в процедуре номинации и присуждения главной премии американской музыкальной индустрии. В частности, в «основном поле» (номинациях поп-музыки, рока, рэпа и т. п.) на каждую категорию («Песня года», «Альбом года» и т. д.) теперь избирается не пять номинантов, а восемь. Сделаны и ещё какие-то косметические изменения.

Но всё это не коснулось джаза. Вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции: на пять категорий, оставшиеся джазу в нынешней версии премии, номинантов по-прежнему пять в каждой. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д.

В разные годы церемония проходит то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест. И, естественно, в числе выступающих, представляющих, номинированных, награждённых и всех остальных доминировало Западное побережье, потому что именно там, в Санта-Монике, находится штаб-квартира Академии.

«Лучший инструментальный джазовый альбом»: The Wayne Shorter Quartet «Emanon»


Уэйн Шортер выпустил тройной альбом «Emanon»

25 августа 2018 один из величайших саксофонистов, композиторов, мыслителей в истории джаза — Уэйн Шортер — отпраздновал 85-летие (см. наш юбилейный очерк о нём в двух частях: часть 1, часть 2). А за день до этого, 24 августа 2018, на лейбле Blue Note вышел его новый тройной альбом «Emanon», записанный совместно постоянным квартетом Уэйна Шортера последних полутора десятилетий и камерным оркестром Orpheus. В упаковку альбома был вложен его авторский научно-фантастический комикс, который музыкант создал совместно с писательницей Моникой Слай и графиком Рэнди ДюБёрком.

Одна из страниц комикса

У Уэйна были сильные конкуренты: среди других претендентов на «Лучший джазовый альбом-2019» — вечный номинант «Грэмми» Фред Хёрш (который за рекордно долгую личную историю номинаций на премию — девять раз, начиная с 1992! — ни разу её не получал), но также и яркая саксофонистка Тиа Фуллер, один из ведущих саксофонистов мировой джазовой сцены Джошуа Редман и пианист Брад Мэлдо. Но, конечно, Шортер заслужил эту премию. Один из самых трогательных моментов интернет-трансляции наступил, когда вместе с тремя членами своего квартета — пианистом Данило Пересом, басистом Джоном Патитуччи и барабанщиком Брайаном Блэйдом — на сцене в инвалидной коляске появился Уэйн Шортер. Он произнёс очень короткую, но при том очень характерную для него речь, поблагодарив своих музыкантов за игру, лейбл и его президента Дона Уоза — за то, что «они, как и все люди за сценой музыкальной индустрии, делают то же, что и я: ходят наименее исхоженными дорогами», а собравшихся — за то, что они вместе с его квартетом «сделали решительный шаг в неведомое». Это очень по-шортеровски: красиво, веско и не вполне ясно, о чём. 

Данило Перес, Джон Патитуччи, Брайан Блэйд и Уэйн Шортер на церемонии вручения Grammy-2019 (фото радиостанции WBGO)

«Лучший вокальный джазовый альбом» — Cécile Mclorin Salvant «The Window»

Cécile Mclorin Salvant

Удивительная всё-таки карьера у вокалистки Сесиль Маклорин-Сальван: сначала второй её альбом на лейбле Mack Avenue Records в 2016 г. получил Grammy, потом третий её альбом на том же лейбле опять получил Grammy (2018), и вот в 2019 Grammy за лучшую запись вокального джаза получает её четвёртый альбом. Три альбома подряд на одном и том же лейбле в течение четырёх лет, и за все три она получает бронзовый граммофончик в одной и той же номинации! Причём нынешний — за альбом, где она поёт под скупой аккомпанемент на рояле, не так чтобы очень виртуозный! И это при том, что среди её конкурентов в этом году были, помимо прочих, ветеран традиционного крунерского вокала Фредди Коул и концептуальнейший джазовый певец Курт Эллинг… Удивительная женщина, серьёзно. 

«Лучший альбом латин-джаза» — Dafnis Prieto Big Band «Back to the Sunset»

Ну, тут сюрпризов нет. 44-летний барабанщик и бэндлидер Дафнис Прието, который переехал в Америку с родной Кубы 19 лет назад, уже номинировался и на «Грэмми», и на её отпрыска для латиноамериканцев — Latin Grammy, а в составе ансамблей Бебо Вальдеса, Брайана Линча — Эдди Палмьери и Caribbean Jazz Project даже и получал Grammy, хотя не как лидер. 

Финальная для этого обзора номинация, хотя и находится вне «джазового жанрового поля», должна в нашем анализе идти внутри него — потому что в ней победил тот же музыкант, что и в двух из джазовых категорий.

«Лучшая аранжировка — инструментальная или а капелла» и две из чисто джазовых категорий —«Лучшее импровизационное джазовое соло» и«Лучший альбом большого джазового состава».

John Daversa

Лауреат в этих трёх категориях — трубач Джон Давёрса (John Daversa). В аранжировочной категории (трек «Stars and Stripes Forever») он оставил позади Марка Киббла из Take 6 и маститого Рэнди Уолдмана, лауреата «Грэмми» 1985 г. В оркестровой номинации он со своим биг-бэндом побил мемориальный оркестр Каунта Бэйси, Оррина Эванса с Captain Black Big Band, «Большой ансамбль» Джона Холленбэка и Биг-бэнд Франкфуртского радио с Джимом Макнили. И, наконец, в категории «Лучшее импровизационное соло» комитет премии счёл, что Давёрса в своём треке «Don’t Fence Me In» сыграл соло лучше, чем другие номинанты — альт-саксофонист Мигель Зенон, скрипачка Регина Картер, опять-таки вечный номинант пианист Фред Хёрш и его коллега Брад Мэлдо.

  Источник - https://www.jazz.ru/2019/02/11/61-grammy-awards/