27 июня 2016

Шуня Балашова: «Джазификация нашей страны меня очень радует!»

sample

Группа Shoo во главе с вокалисткой и идеологом всего коллектива Шуней Балашовой, пожалуй, одна из самых заметных фигур на отечественной джаз и соул-сцене. Пройдя, не сказать, что сложный, но определенно очень яркий и интересный путь от джаза к «музыке души», ухватив по дороге в свое творчество и этно, и фанк, и фьюжн, сейчас группа носит оригинальное и гордое определение – absolute soul. Расширение творческих границ позволяет Shoo быть завсегдатаями не только «профильных» фестивалей - от «Усадьбы Jazz» до «Дикой мяты», но также участвовать в более «близких к народу» проектах вроде «Главной сцены» на канале Россия-1.

Пятилетний опыт группы, гнесинское образование Шуни дают ей возможность наиболее четко воспринимать окружающую музыкальную действительность и двигаться в нужном направлении, не пренебрегая, в том числе, и смелыми экспериментами. Оставаясь верной своим джазовым истокам, в этом году группа приняла участие в престижнейшем  музыкальном конкурсе «Усадьба Jazz Роза Хутор» и взяла там первое место! Талант московских музыкантов по достоинству оценили все члены жюри - продюсер Евгений Орлов, певица Мариам Мерабова, лидер группы Therr Maitz Антон Беляев, музыкальный журналист и критик Борис Барабанов, глава и идеолог фестиваля «Усадьба Jazz» Мария Сёмушкина. По горячим следам порталу «Суть событий» певица рассказала о музыкальной моде в нашей стране, джазификации населения и любимой группе Shoo.

- В последнее время джазовая культура в России набирает все большую и большую популярность с каждым годом. По всей стране проводятся многочисленные фестивали, формируются джазовые сообщества… Чем вы можете объяснить это явление?

- Люди в большинстве своем, как мне кажется, устали от однотипной музыки. Эпоха «попсы», в плохом смысле этого слова, хочется верить, подходит к концу. Люди голодны, им нужна музыка сложнее, качественнее, более тонкая и открытая, это видно по огромной популярности таких фестивалей, как «Усадьба Jazz», «Дикая Мята» и другим подобным очень успешным и популярным проектам.

Международные музыкальные форматы «Голос», «Главная Сцена» ворвались на наши федеральные каналы и показали, что общественность готова и может воспринимать что-то новое, другое, и уровень этого «что-то» высок.

Я уверена в том, что, если знакомить людей, которые не связаны с музыкой по роду деятельности, с качественным музыкальным контентом, если не скрывать творчество групп, которые «неформат», а демонстрировать, привлекать, например, на городские мероприятия (что уже довольно часто случается в Москве и Петербурге, в частности), то гораздо быстрее такая музыка найдет своего слушателя. И это не только джаз, это также и соул музыка, фанк, фьюжн.

- Имеет какое-то отношение к российской джазификации ваша группа? Состоите ли вы в каких-либо объединения, вроде Jazz Parking, и как вообще относитесь к подобным «группировкам»?

- Надеюсь, что мы тоже причастны к прекрасному процессу возрастания качества отечественной музыки. Я крайне положительно отношусь ко всем музыкальным проектам, которые пропагандируют хороший саунд, качество и образованность в творчестве. Что касается конкретно Jazz Parking - в нашей стране, по большому счету, они не имеют равносильного конкурента, поэтому остаются самым востребованным среди артистов объединением. Главное, чтобы на стадии перехода из творчества для души в шоу-бизнес не потерялась сама суть проекта – хорошая качественная самобытная и профессиональная музыка.Это, на мой взгляд, самое сложное в управлении и содержании таких крупных и амбициозных, в хорошем смысле этого слова, проектов.

У нас есть свое объединение - ShooMusic Family. В данный момент это музыкальная семья, состоящая в основном из молодых талантливых музыкантов, готовых работать и творить. Но мы не останавливаемся, недавно мы открыли производство книг, выпустив сборник нашего друга – поэта Валеры Вертинского. Также мы организуем фестивали, концерты и мероприятия – это все входит в наши творческие планы, и мы, надеюсь, не остановимся и на этом.

- Стиль музыки группы Shoo вы называете absolute soul. Какие еще направления, кроме соула и джаза, входят в этот абсолют?

- Название было придумано как раз по причине того, что в музыке нашей группы сочетается очень много разноплановых стилей и направлений. Мы не хотим, по крайней мере пока, заковывать себя в стилистические рамки.

«Абсолютный» тут используется, скорее, как «всеобъемлющий». Дело в том, что очень важную роль в нашей музыке играют этнические мотивы творчества разных стран. Но и тут мы не ограничиваемся чем-то одним. Нам интересны самые необычные сочетания: Африка и Русь, регги и романс, танго и блюз и многие другие звуковые оксюмороны. Отсюда и «абсолютный соул», стирающий границы между странами и их культурами.

- Каких современных джазовых артистов нашей страны вы можете выделить для себя как наиболее ярких?

- Джаз, как известно, это очень и очень широкий пласт музыки – существует великое множество околоджазовых направлений. Не могу сказать, что у нас сейчас много ярких исполнителей классического джаза. Все же большинство пытаются найти свою личную нишу среди этого околоджазового множества подстилей. Это и Алина Ростоцкая, чья музыка, не сказать по-другому, просто завораживает. Это и Варвара Визбор, ворвавшаяся во все плейлисты своим необычным чистейшим и проникающим в самую душу вокалом. Даже наша любимая Елка выпустила альбом, содержащий в себе фьюжн, джаз, даже, можно сказать, нотку академической музыки, переработав давно полюбившиеся всем хиты.

Конечно, много имен появляются в том же Jazz Parking, «Голосе» – это в целом очень поднимает и «джазифицирует» нашу сцену, что не может не радовать.

- Кроме джаза, какие еще музыкальные направления наиболее востребованы сейчас среди вашего поколения?

- Однозначно, соул наконец-то проникает в творчество отечественных исполнителей. И имеет, что немаловажно, спрос - достаточно посмотреть на концерты Алены Тойминцевой, проходящих с аншлагом раз за разом.Что приятно лично мне – много отменного фолк-материала, который также очень привлекает моих сверстников: Yoki, Тина Кузнецова, Алиса Игнатьева и группа Alisa Franka и многие (без преувеличения) другие. Ну и конечно, ретро джаз и рокабилли – очень востребованы сейчас.

Это и «ревущие двадцатые» – за что отдельное спасибо нужно сказать экранизации «Великого Гэтсби», и, ставшие популярными после одноименного фильма, переживающие уже 8-ой год на одном из первых мест по популярности, «Стиляги», это и манера исполнения «советский джаз» - ВИА «Татьяна», например, или «Директор Азовского Моря». В общем ретро, ностальгические коллективы, не оставляют наших соотечественников равнодушными!

- Монстры отечественной рок (или поп-рок) сцены, например, как Земфира или Мумий Тролль, в последние годы активно миксуют живую инструментальную музыку с электроникой. Насколько для вас органичен этот синтез и делаете ли вы что-то подобное внутри своей группы?

- Я хотела бы оставить в нашей группе преимущественно живое звучание. Мне кажется, что для нас это более правильно. Я люблю взаимодействовать с музыкантами, живыми инструментами, это очень хорошо подходит концепции группы. Но конечно, мир технологий и электроника – это все безумно интересно и затягивает невероятно.

У нас в объединении есть еще один проект, находящийся во временной «заморозке» - ShooM Project, который существует на грани электроники, хип-хопа и классической музыки. Это что-то совершенно отличное от Shoo с нашим естественным, «земляным», этническим, теплым звучанием, тут скорее невероятная эпичность, нелюдимость, холодный звук, создающий впечатление, наподобие ледяных пещер или замерзшего водопада.

- У вас был опыт выступления в Европе. Наверняка, вы посещали там какие-то концерты, общались с местными музыкантами… Как сильно, по-вашему, российская музыка отстает от европейской или уместны ли вообще подобные сравнения?

- Я думаю, что тут скорее не нужно сравнивать. Дело в том, что в Европе, так же, как и у нас, есть группы, которым не хватает твердой руки организатора или директора. Которые сами пытаются «пристроить» свою музыку в клубы или бары, фестивали или сборные концерты.

В этом плане различий немного. Главная разница – это то, что там, в принципе, индустрия больше и продуманнее, чем у нас. Я думаю, что музыка не отстает, потому что у нашей музыки есть свой путь, который, конечно, впитывает в себя культуру зарубежную, но все же, идет по своему собственному направлению. Так что это, скорее, не отставание, а просто разные «дорожки».

- Как обстоят на сегодняшний день ваши альбомные дела? Планируется ли в ближайшее время выход новой пластинки, и какой она будет? Как изменилась группа Shoo с момента выхода дебютного альбома «Absolute Soul» до сегодняшнего дня?

- У нас сейчас на стадии мастеринга находится наш maxi-single «Твоя Земля». Это своеобразная «визитка» нашей группы – на диске будет всего четыре композиции, но каждая из них – целый Мир. Это вся душа группы Shoo, оформленная в четыре песни, совершенно разные, но объединенные одной общей концепцией – единство человека и всего Мира в целом, без границ и запретов.

Я считаю, что звук группы очень изменился, если сравнивать с альбомом «Absolute Soul». И мне, признаюсь честно, очень нравятся эти изменения. Звук стал более насыщенным, стало меньше джазовой подачи, больше world music и той самой «души», «соула», которые очень мне близки.